22.08.2022
Закон «О рекламе»: Насильная легализации арбитража трафика или очередное изменение, которое ни к чему не приведет?
Речь об изменениях в Федеральном законе от 02.07.2021 № 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
Как повлияет этот закон на арбитражный рынок и повлияет ли вообще? Давайте разбираться
Cуть закона «О рекламе» простыми словами:
С 1 сентября 2022 вся онлайн-реклама, которая показывается на территории России, должна быть размечена особым образом. Каждому рекламному объявлению должен быть присвоен определенный индивидуальный номер.
Допустим, запускаете рекламу о средстве от давления с одним креативом — это одна РК, запускаете эту же рекламу с этим же креативом, но с другим таргетом — это другая РК. И у каждой должен быть свой индивидуальный номер.
Какая реклама должна быть промаркирована?
Любая реклама, которая показывается на территории РФ. И на этом моменте наступает самый интересный нюанс: текст в вашем блоге — реклама. Призыв купить ваши курсы в вашем канале на 400 человек — реклама. Рекомендация приобрести товар по вашей ссылке в паблике на 10 человек — реклама.
Есть ли исключения из правил?
Да и это Push-уведомления и email рассылки не попадают под обязательную маркировку.
Что сейчас на деле?
Если Вы владелец сайта и реклама идет через Яндекс. Директ. Это реклама напрямую, т.е. между вами и Яндексом нет никаких посредников.
Вы передаете информацию в ОРД (в данном случае Яндекс — один из ОРД), а уже Яндекс маркирует ваш креатив и хранит его вместе с информацией о вас в ЕРИР.
К этой информации могут получить доступ все участники цепочки, ФАС, ФНС и Роскомнадзор.
По факту рекламодатель ничего сам не присваивает и не передает — это все делают ОРД.
Если рекламодатель нарушит закон, то его ждет штраф:
от 2 000 до 2 500 на гражданских лиц;
от 4 000 до 20 000 на должностных лиц;
от 100 000 до 500 000 на юридических лиц.
По идее, каждый арбитражник должен будет отстегнуть от 2 000 до 2 500 тысяч рублей, если не будет передавать данные о креативах в ОРД.
ОРД передают данные бесплатно?
Да, на время тестового периода. Сколько будет длиться тестовый период и какая стоимость услуг будет потом - неизвестно. Закон не запрещает брать комиссию с рекламодателей, поэтому ОРД этим точно воспользуются.
Кто еще входит в ОРД?
На текущий момент - это семь компаний:
Медиаскаут (МТС);
OЗОН-ОРД;
ОРД-А (AmberData);
ОРД-Лаборатория разработки (СБЕР);
Первый ОРД («Вымпелком»);
«Яндекс»;
VK.
Как это коснется арбитражников?
Если работаете с трафиком на бурж - никак. Закон касается только рекламы для пользователей из России. Если работаете на РФ рынок, то придется заполнять информацию о себе и рекламодателе, маркировать каждый рекламный креатив. Со временем за маркировку придется еще и платить комиссию в ОРД, что будет негативно влиять на профит.
Что еще поменяется в негативную сторону?
Каждый креатив имеет индивидуальный номер. И если внести какое-то изменение, то, скорее всего, придется заново регистрировать объявление в ОРД. Даже если это будет исправление опечатки.
Что в итоге
Штрафы за несоблюдение маркировки перенесли на 2023 год. Скорее всего это связано с тем, что РКН сам не до конца понимает некоторые механики работы нового закона. Кто-то рекомендует готовиться к изменениям заранее: регистрироваться как самозанятое лицо или искать вакансии в оффлайне. Кто-то советует ждать, пока закон вступит в силу и уже после этого принимать решение.